ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Вы когда-нибудь слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый, яркий тембр - мелодия духовых - и все многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра…
Цвет и музыка. Цвет + музыка... Цвет = музыка?
А ведь когда-то этого вопроса у человека не возникало: малыш, незнакомый
с понятием "слово", чувствовал мир как целое, объединяя разнородные "категории"
в единый образ, пользуясь информацией, поступающей от органов чувств,
как своими кубиками для построения картины мира: зеленый кубик, кубик
- вздох ветра, кубик - тепло, кубик - летний день... А мы, взрослые?
Поговорим о цветомузыкальном восприятии. Вопросов больше, чем ответов.
Нам известно много замечательных работ, чьи создатели посвятили годы размышлений
и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи. Да и
есть ли она?
Есть. Например, в языке. "Певучая линия" или "серебристый голосок", а
также более специальное - "пунктирный ритм" или "колористическое звучание".
Красочное звучание.
Изумрудные аккорды лета.
Но попробуем найти кое-что более убедительное,
чем поэтическое слово.
На примере детей дошкольного возраста мы изучаем непростой вопрос о взаимосвязи музыкальных и цветовых образов. Но это не значит, что речь пойдет только о малышах. Они - наши помощники и учителя. А учиться любить и понимать музыку и живопись можно в любом возрасте. То, о чем мы хотим рассказать, касается каждого, кто интересуется искусством.
Рисунки малышей, выполненные под классическую музыку, удивляют нас своим неповторимым колоритом и особым настроением. Наблюдая за детьми на занятиях по цветомузыке, мы с радостью отмечаем, что мир прекрасных звуков не оставляет их равнодушными - даже самые непростые произведения И.-С. Баха, Т.Альбинони или А.Н.Скрябина находят отклик в душах ребят. А ведь им всего 5-6 лет...
Наши малыши талантливые. И отзывчивые. Они готовы слушать и рисовать понравившееся произведение целый час - сами просят поставить музыку еще и еще раз. И им очень нравится создавать цветовые "настроения". Нет, это не реклама специализированного дошкольного учреждения для высокоодаренных детей. Мы ориентируемся на обычные садики и не проводим специальных диагностик детей с целью выявления их способностей. Нам важно не с чем пришел к нам ребенок, а с чем он уйдет от нас. И дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о том духовном богатстве, которое создали великие мастера прошлого и настоящего. Человеку необходимо знать, где скрыт тот источник гармонии, обратившись к которому можно вернуться к истокам вдохновения и творчества. А созидающий разум и доброе сердце сделают человека счастливым.
Кстати... Мы всех родителей и воспитателей приглашаем к сотрудничеству. Вместе легко сделать много интересного!
Давайте дружить!
|