Программа «Музыкальная палитра»
- Введение
- Структура программы
- Содержание программы «Музыкальная палитра»
- Список использованных репродукций произведений живописи
- Список рекомендуемых музыкальных произведений
Основной принцип построения программы - пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусств на занятиях. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто "рисуют портреты музыки с натуры".
Еще выделяется принцип инвариантности - мы предлагаем детям похожие друг на друга задания, где форма одна и та же, но музыка звучит разная по характеру. Контрастные музыкальные произведения не дадут ребятам скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.
Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации "рисуем музыку", а роль учителя отводится искусству.
Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребенок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать ее настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения.
Основные задачи программы развития цветомузыкального восприятия дошкольников:
- накопление детьми опыта восприятия музыки композиторов разных эпох и стилей;
- развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму у детей;
- расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.
Программа «Музыкальная палитра» рассчитана на 2 полугодия. Занятия по программе рекомендуется проводить как дополнительные по отношению к основным традиционным формам эстетической деятельности. Содержание программы включает преподавание детям музыки и изобразительного искусства с целью установления их интеграции и комплексного воздействия на эстетическое развитие личности.
Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышающуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром "взрослого" искусства, и всей душой почувствовать, что искусство и творчество столь же необходимы ему, как и любые другие доступные или более привычные виды деятельности. Задачей педагога в этом случае является создание условий для углубленного ознакомления детей с миром классической музыки и шедевров изобразительного искусства.
Возможность решения этой задачи с использованием синтеза музыки и живописи коренится в эмоциональной основе восприятия произведений этих двух видов искусств. Использование их взаимосвязи может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребенка.
В своей работе мы опирались на программу О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры", а ознакомление детей со способами рисования непредметных цветовых композиций осуществляется по рекомендациям Р.Г.Казаковой и Л.Г.Беляковой.
Первый блок - "Мир цвета" - посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства. В этом блоке предполагается проведение 5 занятий.
Задача педагога на этом этапе - это обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи педагога, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Мы рассказываем ребятам сказку про трех разноцветных котят - красного, синего и желтого, - которые отправились в путешествие. Это история о том, как они заблудились в тумане (добавление белого цвета для получения розового, голубого и светло-желтого), выкупались в синей реке (создание фиолетового и зеленого), вместе встретили ясный рассвет, отчего их шкурки позолотило солнышко (оранжевый, салатовый). И, конечно, не забываем за играми об аккуратности в работе, закреплении навыка владения кистью, тщательного промывания ее и о чистоте красок, которые так легко превращаются одна в другую!
Рисование "цветовых настроений" способствует пониманию той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И оказывается, что вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своем языке. Рисуем радость и страх - какие разные получаются работы! Два контрастных эмоциональных состояния - и ребята с легкостью выбирают из известных им оттенков наиболее подходящие - теплые, позитивные и мрачные, грязноватые. Потом более тонкие градации - ласка, тревога. Многие малыши рисуют нежные светлые цветовые пятна, используя приобретенный навык добавления белой краски. А тревога получается в сероватых пятнах, быстрых и отрывистых движениях кистью по квадрату настроения. Покой, грусть - сближенные эмоциональные состояния. И все же даже это не кажется слишком сложным, ведь в распоряжении у маленьких художников целый Мир Цвета!
Центральный блок - "Цветомузыка" - состоит из 20 однотипных заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызывать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.
Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребенка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более осознанными, могут исчезнуть.
А педагог вначале занятия говорит: "Закройте глазки. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка. Но только - тсс… Никому не говорите!" Звучат первые такты. Дети слушают с закрытыми глазами. И ничего, что на первом занятии кое-где прозвенит тихое хихиканье - скоро они привыкнут, и станут чуть посерьезнее. А потом уже можно открыть глаза и приступить к смешиванию красок - сначала на палитре, а потом и на своем квадратике.
Заключительный блок - "Музыкальная форма" - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходит в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность. Планируется 7 занятий.
Нами предлагается использовать для рисования разные геометрические формы. Детям интересно рисовать в круге, сегменте, они с любопытством слушают объяснения педагога о том, что музыка состоит из частей, которые различаются по настроению. Для рисования простой одночастной формы мы выбрали знакомые по цветовым настроениям квадраты 5х5 см и яркие по характеру пьесы, имеющие непродолжительное время звучания и отличающиеся эмоциональной контрастностью. Дети с помощью взрослого выясняют, "какое у музыки настроение" и какие она любит краски, нравится ли ей, когда ее гладят кисточкой, или она порхает так, что ее не удержишь. Далее рисуем по привычной схеме.
Рисование контрастной трехчастной формы "ABA" на квадратах 5х5 см, соединенных в полосу (рис. 1):
Рис. 1. Форма "Три квадрата"
и форма сегмента для рисования трехчастной формы с вступлением и заключением "aABAa" (рис. 2):
Рис. 2. Форма "Сегмент"
Рисование формы рондо на круге-кольце (рис. 3). Детям предлагается прослушать пьесу Сен-Санса "Аквариум" и подсчитать количество частей, загибая пальчики. После беседы об особой форме этой пьесы и рассказа про музыкальный круг, дети слушают музыку второй раз. Предложенный нашими ребятами способ рисования (быстрыми волнообразными движениями кисти - эпизоды и точками - рефрены) оказался оптимальным для изображения этой музыки, он не затруднял рисование из-за своей простоты и не тормозил процесс переключения с одного фрагмента на другой. И, конечно, любой ребенок может придумать свой способ изображения.
Рис. 3. Форма "Кольцо" для рисования рондо
Можно придумать и много других интересных геометрических форм для сопоставления контрастных музыкальных фрагментов и частей сложных пьес. Фантазия педагога безгранична!
Блок 1. Рисуем оттенки настроения
Тема 1. Мир цвета
Занятие 1. "Яркие бабочки"
Вид занятия: рисование гуашью, беседа о цветах
Цель: диагностика изобразительных способностей детей.
Дидактические задачи: ознакомление детей с художественными материалами, со способами смешения цветов, правилами работы с палитрой.
Методы и приемы: ознакомительная беседа, показ способов изображения, самостоятельная работа детей.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, шаблоны в форме бабочек, бумага для палитры, салфетки для кистей, педагогические эскизы.
Занятие 2. "Цвета улыбаются, хмурятся, беседуют"
Вид занятия: рисование гуашью, беседа о цветах
Цель: развитие интереса и желания использовать выразительность колорита для передачи эмоций.
Дидактические задачи: ознакомление детей со способами смешения цветов, с техникой гуаши, правилами работы с палитрой.
Методы и приемы: беседа, показ способов изображения, демонстрация наглядного материала, самостоятельная работа детей, индивидуальный подход.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с начерченными квадратами со стороной 14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, педагогические эскизы.
Тема 2. Мир цветовых эмоций
Занятие 3. "Рисуем радость, страх"
Вид занятия: рисование гуашью на квадратах 5x5 см, беседа о цветах, анализ произведений живописи.
Цель: обогащение представлений детей о выразительных особенностях цвета, развитие интереса и желания использовать богатство оттенков для передачи эмоций.
Дидактические задачи: знакомство детей с произведениями живописи, продолжение ознакомления со способами смешения цветов, расширение словаря эмоций и представлений о нюансах эмоциональных состояний. Совершенствование умения пользоваться гуашевыми красками.
Методы и приемы: показ репродукций картин живописцев, анализ колорита, используемого художниками для передачи оттенков настроения, самостоятельная работа детей, индивидуальный подход.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с двумя начерченными квадратами 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, репродукции:
- А. Матисс. Вид Колиура (1906) (Цвета-составляющие радости);
- П. Боннар. Средиземное море. Триптих (1911) (Теплая радость погожего дня, лень от жары, улыбка);
- И. К. Айвазовский. Утро на море (1849) (Радость-улыбка, приветствие утра, ожидание встречи);
- К. Моне. Регата в Аржантее (1872) (Радость-веселье, приподнятое настроение, радостное ожидание праздника, свежесть);
- Дж. Сарджент. Акварели (1908) (Радость и полнота жизни);
- В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам "Хрустальная гора" (Битва Ивана со змеем) (Страшный-злой) и "Баба Яга" (Похищение девочки) (Страшный-таинственный, пугающий);
- К. Брюллов. "Последний день Помпеи" (Страх-отчаяние, бегство).
Занятие 4. "Рисуем ласку, тревогу"
Вид занятия: рисование гуашью, беседа о цветах, анализ произведений живописи.
Цель: обогащение представлений детей о выразительных особенностях цвета, развитие интереса и желания использовать богатство оттенков для передачи эмоций.
Дидактические задачи: продолжение знакомства детей с произведениями живописи, со способами смешения цветов, расширение словаря эмоций и представлений о нюансах эмоциональных состояний. Совершенствование умения пользоваться гуашевыми красками.
Методы и приемы: показ репродукций картин живописцев, анализ колорита, используемого художниками для передачи оттенков настроения, самостоятельная работа детей, индивидуальный подход.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с двумя начерченными квадратами 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, репродукции:
- В. Борисов-Мусатов. Сон божества (Нежность, ласка);
- А. Дерен. Стволы деревьев (1912) (Цвета тревоги, предгрозовое напряжение);
- А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло (1912).
Занятие 5. "Рисуем покой, грусть"
Вид занятия: рисование гуашью, беседа о цветах, анализ произведений живописи.
Цель: обогащение представлений детей о выразительных особенностях цвета, развитие интереса и желания использовать богатство оттенков для передачи эмоций.
Дидактические задачи: продолжение знакомства детей с произведениями живописи, со способами смешения цветов, расширение словаря эмоций и представлений о нюансах эмоциональных состояний. Совершенствование умения пользоваться гуашевыми красками.
Методы и приемы: показ репродукций картин живописцев, анализ колорита, используемого художниками для передачи оттенков настроения, самостоятельная работа детей, индивидуальный подход.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с двумя начерченными квадратами 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, репродукции:
- З. Е. Серебрякова. Озими (1910) (Спокойное раздолье);
- В. Г. Чернецов. Вид Саратова при закате (1860) (Умиротворение);
- А. Куинджи. Ночь на Днепре (1882) (Спокойная темнота, сон);
- И. Глазунов. Петербург Ф.М.Достоевского (1956) (Грустный-хмурый, тоскливый);
- В. Ван-Гог. Натюрморт с бутылками (1884) (Грустное ожидание);
- Микеланджело Меризи де Караваджо. Смерть Марии (XVII в.) (Грусть-скорбь, отчаяние);
- М. Чюрленис. Весна (Светлая грусть, надежда).
Блок 2. Рисуем музыку
На всех занятиях этого блока используется следующая схема. Рисование выполняется на квадратах 14х14 см. В самом начале руководитель просит ребят закрыть глаза и просто послушать первые такты музыки, а также попытаться представить (увидеть), какие цвета переливаются перед их мысленным взором, и минуту помечтать, какой бы краской нарисовать эту музыку. Потом дети открывают глаза и начинают работу с палитрой. По желанию можно начинать с квадратов, нарисовав простым карандашом ориентировочные линии, которые помогли бы им в композиционном освоении пространства листа. Занятие длится столько, сколько хотят дети. Музыку необходимо повторять до тех пор, пока последний ребенок не закончит работу, но после первых 2-3 повторений спрашивать, хотят ли дети прослушать еще раз. Средней длительности произведение (5-6 мин.) возможно повторять около 6-7 раз по просьбе детей. Кто заканчивает раньше, может уйти играть в соседнюю комнату. Название занятий может подсказать педагогу, с помощью каких слов или невербальных подсказок активизировать внимание детей перед началом занятия и настроить их на внимательное слушание музыки. Педагог может сам выбрать определения доминирующего настроения на занятии, но описывать музыку, еще не начавшую звучать, не рекомендуется. Обсуждение должно проводиться по окончании занятия или перед началом следующего.
Вид занятий: рисование гуашью в процессе слушания музыки.
Цель: развитие цветомузыкального восприятия детей.
Дидактические задачи: знакомство детей с произведениями классической музыки композиторов разных эпох и стилей, формирование у детей способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета.
Методы и приемы: невербальные определения, дирижирование, рисование под музыку.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, палитры, салфетки для кистей, грамзаписи.
Тема 3. Привычные гармонии, ясные чувства
Занятие 6. "Изобразительность в музыке: традиционные звучания"
Э. Григ. "Утро" из сюиты "Пер Гюнт"
Занятие 7. "Особые тембры"
П. И. Чайковский. Танец Феи Драже
Занятие 8. "В.-А. Моцарт"
В.-А. Моцарт. Симфония № 22, ч. 2.
Занятие 9. "Орган: сосредоточение, серьезность"
И.-С. Бах. Хоральная Прелюдия f-moll
Занятие 10. "Тревожная легкость - легкая тревога"
И.-С. Бах. "Шутка" из сюиты № 5
Занятие 11. "Подпрыгивания"
А. Вивальди. Времена года. Концерт 1, ч. 1
Занятие 12. "Светлая печаль без границ"
Т. Альбинони. Adagio
Тема 4. Привычные гармонии, изменчивые чувства
Занятие 13. "Таинственность"
Э. Григ. Ноктюрн
Занятие 14. "Непрерывное развитие: ни минуты на месте"
М. Равель. Болеро
Занятие 15. "Орган: Яркий свет"
И.-С. Бах. Органная месса Preludium Es-dur
Занятие 16. "Кульминация"
П. И. Чайковский. Andante из балета "Щелкунчик"
Занятие 17. "Мелодия вьется"
Н. А. Римский-Корсаков. Шехеразада
Занятие 18. "Музыка изменяется: то прячется, то ярко сияет"
Й. Брамс. Симфония № 4, ч. 2
Тема 5. Новые гармонии, новые чувства
Занятие 19. "Где мелодия?"
К. Дебюсси. Три ноктюрна "Облака"
Занятие 20. "Особые звучания"
П. Хиндемит. Соната для органа № 2, ч. 1
Занятие 21. "Дороги, просторы"
П. И. Чайковский. Симфония №1 "Зимние грезы" соль минор, ч. 1
Занятие 22. "Яркие краски"
А. Н. Скрябин. Симфония № 1, ч. 2
Занятие 23. "Необычайная музыка"
Ч. Айвз. Звуковые пути
Занятие 24. "Изобразительность в музыке: особые звучания"
М. Чюрленис. "В лесу"
Занятие 25. "Симфония"
С. С. Прокофьев. Симфония № 1, ч. 1
Блок 3. Рисуем музыкальную форму
Тема 6. Рисуем небольшие пьесы. Квадрат Занятие 26. "Так как же рисовать музыку?"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной пьесой, развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания пьесы, способов цветовой передачи ее выразительных средств.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, квадрат бумаги 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
Л. Боккерини. Менуэт
Занятие 27. "Маленькие пьески"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с контрастными, образно противоположными друг другу одночастными пьесами.
Дидактические задачи: ознакомление детей со способами изображения музыкальных произведений, контрастных по характеру.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, 2 квадратика 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
- Ж.-Ф. Рамо. "Пение птиц" (фрагмент)
- Ф. Шопен. Прелюдия ми минор
Тема 7. Рисуем небольшие пьесы. Прямоугольник Занятие 28. "Трехчастная форма"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной пьесой трехчастной формы, развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания частей пьесы, способов цветовой передачи выразительных средств каждой из них, ознакомление с формой АВА.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, прямоугольный шаблон, поделенный на три квадрата 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
- М. И. Глинка. Арагонская хота
Тема 8. Рисуем небольшие пьесы. Сегмент Занятие 29. "Трехчастная форма со вступлением и заключением"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной пьесой, более сложной по форме (аАВАа), развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания пьесы, способов цветовой передачи выразительных средств каждой из частей.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, шаблон в форме сегмента с тремя разделительными полосами, обозначающими более короткие вступление и заключение и три части пьесы, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
- М. П. Мусоргский. Слеза
Тема 9. Рисуем небольшие пьесы. Круг Занятие 30. "Форма рондо"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной формой рондо (ABACADA), развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания пьесы, способов цветовой передачи выразительных средств каждой из частей.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 3-4, карандаши простые, шаблон в форме сегмента с тремя разделительными полосами, обозначающими более короткие вступление и заключение и три части пьесы, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
- К. Сен-Санс. "Аквариум" из цикла "Карнавал животных"
Тема 10. Рисуем сложные произведения. Триптихи Занятие 31. "Сонатное аллегро"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с формой сонатного аллегро, совершенствование цветомузыкального восприятия детей и способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета в динамике.
Дидактические задачи: развитие способности детей рисовать быстро меняющиеся музыкальные образы, учить чувствовать моменты музыкального развития (разработку), кульминации и завершения.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ особенностей формы, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
- С. В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Занятие 32. "Сонатное аллегро"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку
Цель: ознакомление детей с формой сонатного аллегро, совершенствование цветомузыкального восприятия детей и способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета в динамике.
Дидактические задачи: совершенствование способности детей рисовать быстро меняющиеся музыкальные образы, учить чувствовать моменты музыкального развития (разработку), кульминации и завершения.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ особенностей формы, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
- П. И. Чайковский. Концерт № 1, ч. 1
- А. Матисс. Вид Колиура. (1906)
- П. Боннар. Средиземное море. Триптих. (1911)
- И. К. Айвазовский. Утро на море. (1849)
- К. Моне. Регата в Аржантее. (1872)
- Дж. Сарджент. Акварели. (1908)
- И. Глазунов. Петербург Ф.М.Достоевского. (1956)
- В. Ван-Гог. Натюрморт с бутылками. (1884)
- Микеланджело Меризи де Караваджо. Смерть Марии. (XVII в.)
- М. Чюрленис. Весна
- В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам "Хрустальная гора" (Битва Ивана со змеем)
- В. Васнецов. Баба яга (Похищение девочки)
- К. Брюллов. Последний день Помпеи
- З. Е. Серебрякова. Озими. (1910)
- В. Г. Чернецов. Вид Саратова при закате. (1860)
- А. Куинджи. Ночь на Днепре. (1882)
- В. Борисов-Мусатов. Сон божества
- А. Дерен. Стволы деревьев. (1912)
- А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло. (1912)
(в скобках указано время звучания)
- Э. Григ. "Утро" из сюиты "Пер Гюнт" (4.47)
- П. И. Чайковский. Танец Феи Драже (01.36)
- В.-А. Моцарт. Симфония № 22, ч. 2. (03.43)
- И.-С. Бах. Хоральная Прелюдия f-moll (03.23)
- И.-С. Бах. "Шутка" из сюиты № 5 (01.14)
- А. Вивальди. Времена года. Концерт 1, ч. 1 (03.38)
- Т. Альбинони. Adagio
- Э. Григ. Ноктюрн (4.30)
- М. Равель. Болеро (14.03)
- И.-С. Бах. Органная месса Preludium Es-dur (09.20)
- П. И. Чайковский. Andante из балета "Щелкунчик" (05.23)
- Й. Брамс. Симфония ми минор, ч. 2 (11.36)
- К. Дебюсси. Три ноктюрна "Облака" (06.36)
- П. Хиндемит. Соната для органа № 2, ч. 1 (04.06)
- П. И. Чайковский. Симфония №1 "Зимние грезы" соль минор, ч. 1 (11.48)
- А. Н. Скрябин. Симфония № 1, ч. 2 (07.37)
- Ч. Айвз. Звуковые пути (2.58)
- М. Чюрленис. В лесу (19.06)
- С. С. Прокофьев. Симфония № 1, ч. 1 (06.34)
Богданов Виолетта
Дата последнего изменения: 28 марта 2006.
|