Малыши рисуют музыку Сайт посвящен методике развития цветомузыкального восприятия у дошкольников
В начало

Статьи

Галерея

Библиотека

Наши  друзья

Ссылки

Гостевая книга

 <<Ранее   
 
 Далее>> 

 

Немного о ценностях

 

  1. Цветомузыкальное восприятие как условие ценностного отношения к музыкальной классике


Цветомузыкальное восприятие как условие ценностного отношения к музыкальной классике К оглавлению

Проблема комплексного использования видов искусств в эстетическом развитии дошкольников рассмтаривается по-разному представителями различных педагогических школ. Среди них и выявление тематического единства; и противоположный этому подход - поиск общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления; и нахождение соответствий между средствами выразительности разных видов искусств с помощью объединяющего начала - художественного слова, поэтических определений; формально-научные выкладки теоретиков, экспериментальные исследования и эмоционально-интуитивные искания педагогов-практиков, законченные работы крупных ученых и осторожные эскизы начинающих. Все эти программы объединяет общая цель - содействовать духовному и интеллектуальному развитию детей и развивать их способность к эстетическому сопереживанию. Но, несмотря на обилие программ и экспериментов, ряд вопросов, связанных с цветомузыкальным воприятием дошкольников, остается открытым.

Понимание дошкольного образования как активизацию работы души ребенка, направленную на интериоризацию, присвоение общечеловеческих духовных ценностей, ведет за собой поиск новых путей приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной и художественной классики. Уникальной функцией детства в социокультурных процессах, где приоритетную роль играет самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждение в ней, является формирование собственной "детской субкультуры" - смыслового пространства ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации. На первый план в эстетическом развитии дошкольников выступает процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира. Любое явление оценивается ребенком с позиций его эмоциональной ценности. В сферу интересов ребенка включается лишь то, что для него эмоционально важно. Остальное оказывается часто за пределами внимания. Интерес ребенка к музыке и к иным объектам искусства отсутствует порой не столько в силу его эстетической неподготовленности, а именно потому, что в данный момент конкретный объект искусства для него эмоционально не значим. Это подтверждается положением о том, что эстетическое восприятие произведения искусства невозможно для ребенка без актуализации его содержания, без чего произведение искусства не будет воспринято ребенком личностно. В основе образования ценностей лежат потребности. Для формирования ценностного отношения к произведениям классической музыки у детей дошкольного возраста необходимо воспитывать потребность в ней, умение и желание слушать, а также накопление опыта восприятия, эмоциональный отклик.

Близко к решению этой проблемы подошел швейцарский композитор и педагог Э. Жак-Далькроз. Им было доказано, что одним из путей углубления и дифференциации эмоционального восприятия музыки является использование танца в процессе слушания. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью музыкально-ритмических движений. Активное слушание позволяет чувствам ребенка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь в танце, углубляются и совершенствуются вместе с движениями, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более осознанными, могут исчезнуть. Логично попытаться найти и другую форму организации активного слушания музыки, при которой будут наблюдаться сходные явления. Мы предположили, что возможно использование в качестве аналогичного механизма процесс соотнесения детьми эмоционального содержания музыки с подбором выразительных оттенков цвета. Это особый вид творческой деятельности, при которой у детей будет наблюдаться развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку как способности к адекватному соотнесению цветовых и музыкальных образов.

Цветомузыкальное восприятие - это особый вид деятельности, гармонично вписывающийся в детскую субкультуру. В современных индустриальных обществах дети дошкольного возраста - единственная социально-возрастная группа, выражающая себя исключительно через устное творчество и рисунок. Возможность цветового самовыражения в процессе слушания классической музыки позволяет детям войти в контакт с глубокими сосотяниями, пережить сильные эмоции. Для обозначения подобных состояний нами был введн термин "цветозвуковая рефлексия" - особое сосредоточение, возникающее у детей в процессе рисования музыки, внешне фиксируемая поведенческая реакция на единство и взаимовлияние музыки и цвета. Характеризуется такими показателями, как внимательное слушание и концентрация на каком-либо цвете, замедленная деятельность, задумчивость, слабая реакция на посторонние раздражители. Соприкосновение ребенка с произведениями искусства, представляющими значительную духовную ценность, углубленное проникновение в атмосферу прекрасных звуков и возможность выразить свои ощущения в цвете, оставляет глубокий след и обогащает душу эмоциональными и эстетическими переживаниями. Данная деятельность несет в себе игровое начало, одновременно являясь настоящим творчеством.

Цветомузыкальное восприятие рассматривается нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета. Это специфическая художественная деятельность, включающая такие аспекты эстетического сознания как эстетические эмоции, интерес, вкус, идеальные представления о красоте, в процессе которой осуществляется становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к искусству и, в частности, к произведениям музыкальной классики.
Нами разработана и внедрена в практику дошкольных образовательных учреждений программа "Музыкальная палитра". Занятия проводились в форме игровой ситуации, заданной условием "рисуем музыку". Мы исходили из того, что звучащая музыка вызывает у детей определенное эмоциональное состояние, которое отражается в цветовых композициях. С помощью этого метода возможно развивать у детей способность к более дифференцированному восприятию музыкальной формы и смены образов в процессе слушания и рисования. Поиск цветосочетаний, адекватных, по мнению ребенка, эмоциональному состоянию, вызванному звучащей музыкой, требует более внимательного и неравнодушного отношения к ней. Возможно привлечь внимание детей к способам изображения различными цветосочетаниями контрастных частей музыкальной формы, а также более тонких нюансов в рамках одного эмоционального состояния. Оттенкам и сопоставлениям цветов придается большое значение на занятиях, так как цвет - это главное и единственное выразительное средство, с помощью которого ребенок может выразить свое отношение к звучащей музыке в процессе создания непредметных абстрактных композиций. Приобщение детей к шедеврам классической музыки и живописи, нетрадиционная форма проведения занятий способствует формированию у детей эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте и становлению эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства как основы художественной культуры.


Богданова Виолетта

Дата последнего изменения: 28 марта 2006.

 <<Ранее   
 
 Далее>> 


Hosted by uCoz